«Если говорить о внесении изменений в постановление правительства РФ №890, то это представляется крайне маловероятным в обозримом будущем. Скорее речь о необходимости трансформации системы льготного лекарственного обеспечения. Однако этот вопрос во многом связан с финансовыми возможностями системы здравоохранения», – прокомментировала Vademecum президент ассоциации Полина Пчельникова.
Согласно ПП №890, к препаратам для лечения профильных заболеваний отнесены стероидные гормоны, цитостатики, препараты коллоидного золота, противовоспалительные нестероидные препараты, антибиотики, антигистаминные препараты, сердечные гликозиды, коронаролитики, мочегонные, антагонисты кальция, препараты калия, хондропротекторы. В качестве временного решения для ликвидации пробела Минздрав рекомендовал рассматривать наименования групп препаратов с учетом АТХ. Министерство отметило, что документ от 1994 года не включает в себя коды АТХ, поскольку их начали вводить по рекомендации ВОЗ только с 1996 года.
«Наименования групп лекарственных препаратов с учетом АТХ необходимо рассматривать в следующей редакции: глюкокортикоиды (Н02АВ), противоопухолевые средства и иммуномодуляторы (L01, L04), препараты коллоидного золота (М01СВ), нестероидные противовоспалительные и противоревматические препараты (М01А), антибактериальные препараты системного действия (J01), антигистаминные препараты (R06), сердечные гликозиды (C01A), вазодилататоры для лечения заболеваний сердца (С01D), диуретики (С08), блокаторы кальциевых каналов (С08), другие минеральные добавки (A12C), другие нестероидные противовоспалительные и противоревматические препараты (М01АХ)», – указано в ответе Минздрава РФ на обращение «Надежды».
В ассоциации считают, что рекомендация Минздрава РФ необязательна, из-за чего при формировании терпрограмм госгарантий регионы могут не учитывать данную позицию.
Перечень заболеваний, указанный в постановлении №890, позволяет получать за счет «региональной льготы» лекарства, в том числе по факту наличия заболевания, а не на основании наличия инвалидности, пояснила Пчельникова. Соответственно, предполагает она, письмо Минздрава нужно, чтобы у пациентов без инвалидности повышалась вероятность получения дорогостоящих препаратов, что, тем не менее, не гарантирует получение лекарств: «Только субъект РФ может уже на своем уровне более точно определить, какие именно коды АТХ и МКБ-10 должны быть обеспечены терапией».
Письмо является дополнительным аргументом как для пациента, которому назначили дорогостоящий препарат и у него нет инвалидности, так и для главных внештатных специалистов-ревматологов субъектов РФ при обсуждении, какие препараты будут включаться в терпрограмму, заключила эксперт.
Как считают в «Надежде», для пациентов с ревматическими заболеваниями есть дополнительная возможность получить дорогостоящие лекарства без статуса инвалида по региональным программам профилактики инвалидизации.
В январе 2024 года общественная организация «Кожные и аллергические болезни» обратилась к премьер-министру России Михаилу Мишустину с просьбой обратить внимание на потенциальную задержку с включением современных форм лекарственной терапии в систему финансирования медпомощи. Такой вывод организация сделала в связи с проектом Минздрава РФ, согласно которому выпущенные в 2024 году клинические рекомендации учтут в содержании программы госгарантий (ПГГ) только с 2026 года. Обратившиеся считают важным включить в ПГГ-2025 клинрекомендации, выпущенные уже в текущем году.